О наркозе

В кабинете лазерной хирургии НИИ ДОГ за 5 лет (по состоянию на 2015 год) проведено лечение свыше 350 пациентов под наркозом. Проведено более 1900 поднаркозных манипуляций и не отмечено ни одного случая осложненного течения анестезии и ближайшего посленаркозного периода (как в клинике, так и дома). Считаем, что причина этого в том, что анестезиологи в своей работе используют мультимодальный принцип обезболивания. То есть, используемые препараты обеспечивают обезболивающий эффект на разных рецепторных уровнях. К каждому пациенту имеется индивидуальный подход. Начнем с того, что при осложненных ситуациях – врожденной мальформации мезо- и эктодермальных элементов головы – синдроме Штурге-Вебера, при котором помимо «пламенеющего невуса» на голове и лице, в зоне иннервации тройничного нерва, имеет место глаукома и эпилепсия с парциальными припадками, требуется подготовка пациентов в объеме противоконвульсивной терапии до и после анестезии и операции. Консультативная работа состоит в заочном ознакомлении с данными обследований по электронной почте, назначением консультации других специалистов, препаратов для профилактики, предотвращения осложнений и проблем после оперативного вмешательства. Учитывая, что эти пациенты приезжают в наш институт с целью лечения из разных городов России и стран СНГ.

Вернемся к мониторингу, проводимому во время процедуры. В нашей практике мы контролируем параметры органов и систем кровообращения, дыхания, таких как частоту сердечных сокращений, частоту дыхания, концентрацию углекислого газа на выдохе, насыщение крови кислородом, артериальное давление, что позволяет обеспечивать адекватность и безопасность проводимой процедуры, используя исключительно высокотехнологичное дорогостоящее оборудование экспертного класса. Последнее время в арсенале анестезиолога появилась еще одна следящая система, которая мониторирует уровень седации - уровень медикаментозного сна, грубо говоря, чтоб наркоза было «не много и не мало», что особенно важно для пациентов с эпилепсией. Известно, что излишне глубокая анестезия, или, наоборот, пробуждение во время наркоза, сказывается на качестве лечения в целом. И только отлаженная система обратной связи между пациентом и врачом-анестезиологом во время проведения анестезии, обеспечивает максимально эффективную и безопасную модель анестезии. Таким образом, методика измерения биспектрального индекса, основанная на получении и анализе ЭЭГ сигналов головного мозга пациента, применяемая в нашей клинике, позволяет притворить в жизнь вышеуказанную модель современной анестезиологии.

Применяются ингаляционные, неингаляционные препараты. Напоминаем, что только севораном или пропофолом невозможно проводить адекватное обезболивание, последнее способен обеспечить только мультимодальный подход к обезболиванию. Эта позиция находит подтверждение и в анестезиологических протоколах американских специализированных клиник, где имеют опыт лечения таких пациентов уже несколько десятилетий, совместно с которыми разрабатывался наш мультимодальный подход. В некоторых случаях, где поражение кожи более 30% и/или кроме лазерного лечения требуется шлифовка обширных участков кожи, необходимы также для адекватности обезболивания как наркотические анальгетики, так и искусственная вентиляция легких, эти процедуры проводятся у нас уже в условиях стационара, хотя после полного пробуждения пациенты также уходят домой, имея с нами обратную связь. Имеются также пациенты со спонтанными эпилептическими припадками, которые требуют противоконвульсивной терапии и длительного контроля после манипуляции. Для них организована однодневная госпитализация в РОНЦ. В конце хочется сказать, что гарантом безопасности является наш крупнейший Российский онкологический научный центр (РОНЦ) с отделением реаниматологии, высококвалифицированным коллективом и техническим обеспечением, при возникновении осложнений и проблем, ситуацию возможно разрешить только в пользу наших пациентов. Только при таком подходе можно обеспечить безопасность, эффективность и адекватность проведенных манипуляции.

Перед анестезиологическим пособием необходимо соблюдение следующих правил:

• Рекомендуемый режим преднаркозного голодания: дети от 1 года до 18 лет.
    Прием твердой пищи за 6 часов, грудное молоко за 6 часов, питье воды, соков без мякоти, морсов без мякоти, чай без молока за 4 часа.
  • Рекомендуемый режим преднаркозного голодания: дети от 6 мес до 1 года
    Прием твердой пищи за 6 часов, грудное молоко за 4 часа, питье воды, соков без мякоти (объем 1/3 обычного объема) за 3 часа.
    За 2 часа запрещаются леденцы и жевательная резинка!!!!!!
    (При нарушении этого правила грозит как в анестезии, так и в ближайший посленаркозный период рвотой, развитием состояния, представляющей угрозу для жизни)
  • Если пациент принимает в плановом порядке препараты, ни в коем случае, не отменять в день манипуляции. За 4 часа до анестезии таблетку нужно принимать небольшим количеством воды (предварительно таблетку превращая в порошкообразное состояние).
  • Один раз в год необходимы следующие исследования:
    • Серологический анализ крови на гепатиты В и С, ВИЧ, Сифилис
    • Рентгенография грудной клетки с расшифровкой
    • ЭКГ с расшифровкой
    Консультация участкового педиатра после вышеуказанных исследований о состоянии ребенка за 3-5 дней до поднаркозной манипуляции.
    Если имеются изменения вышеуказанных исследованиях, необходимы консультации узких специалистов (кардиолога).
    К каждой процедуре необходимо: общий анализ крови и консультация педиатра
  • Соответственно, при повторных лечениях в течение года, достаточны общий анализ крови и консультация педиатра.
  • Если у пациентов имеется синдром Штурге-Вебера, судорожный синдром, необходима консультация невропатолога (МРТ головного мозга, ЭЭГ исследование)
  • У пациентов с отягощенным аллергологическим анамнезом (бронхиальная астма), необходима консультация аллерголога
  • После ОРВИ, аллергии выдержать время 2-3 недели.

При реализации проекта в 2022 году используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 05.04.2016 № 68-рп и на основании конкурса, проведенного Общероссийской общественной организацией «ЛИГА ЗДОРОВЬЯ НАЦИИ».