29.10.2022
Совместная статья врачей психиатров Научный центр психического здоровья
О.А. Суетиной, Н.Е. Кравченко, Ю.А. Титовой
и психолога НИИ детской онкологии и гематологии ФГБУ «НМИЦ онкологии им. Н.Н. Блохина» Минздрава России О.В. Сачук
Большинство исследователей, занимающихся проблемами пубертатного возраста, указывают на крайнюю чувствительность подростков к отрицательным влияниям, «личным несчастиям» ввиду того, что у формирующейся личности недостаточно «ресурсов», позволяющих противостоять психотравмирующим воздействиям среды, адаптироваться в психологически неблагоприятных условиях.
Специфика психогенных состояний в подростковом возрасте остается одной из интересных и малоизученных проблем клинической психиатрии, а полиморфизм психопатологических симптомов и синдромов, их рудиментарность и незавершенность создают определенные трудности в диагностике и своевременной терапии этих расстройств (О.Л. Савостьянова, 2001). В то же время знание существующих «возрастных» особенностей психогений необходимы для разработки ориентированных на возрастную специфику различных форм помощи — организационных, терапевтических и в первую очередь психокоррекционных с учетом ценностных ориентаций и иерархии потребностей пациентов подросткового возраста.
Проведенное нами исследование расстройств адаптации у подростков (всего 42 человека; из них 27 мальчиков и 15 девочек в возрасте от 12 до 18 лет) с онкогематологической патологией позволило увидеть, что расстройства поведения являются одним из компонентов психогенной реакции в данной возрастной группе. Разнообразные девиации поведения наблюдались у всех обследованных пациентов препубертатного и пубертатного возраста, помещенных в онкологический стационар по поводу гематобластоза, и развивались быстро — в течение первой недели госпитализации.
Результаты. Поведенческие реакции, которые нам пришлось наблюдать, выражались в активном протесте, агрессии с выраженной раздражительностью, угрюмостью, отказом от общения со старшими и врачами. Появлялись конфликтность, частое выражение недовольства по незначительному поводу. Нежелание смириться с болезнью и строить дальнейшую жизнь в зависимости от состояния здоровья приводили к активному протесту, отказу от соблюдения ограничений, предписаний врача и режима. Старшие подростки могли сознательно нарушать диету, уходили гулять, иногда употребляли алкоголь. Пациенты, особенно находящиеся длительное время в условиях стационара, высказывали многочисленные претензии по отношению к родителям, говорили о «непонимании», «собственной ненужности», желании «отомстить», «сделать назло». Пассивные реакции протеста выражались в отказе сотрудничать с персоналом, утрате навыков опрятности.
В отличие от «психологически понятных» реакций протеста у некоторых пациентов наблюдались нарушения поведения, которые можно было связать с воздействием специфической терапии (использованием некоторых гормонов): это дисфо-риоподобные состояния с выраженной вербальной и невербальной агрессией и несоответствием бурных внешних проявлений с незначительностью повода их провоцировавшего. Родители подростков, а иногда и сами подростки в таких случаях отмечали «чуждый», несвойственный им ранее характер эмоций, злость, «неконтролируемость» агрессивных высказываний и действий, которые после отмены гормонов полностью редуцировались.
Таким образом, поведенческие нарушения как компонент сложного психогенного образования у больных подросткового возраста, по своей психологической сути, выступали как проявления защитного совладающего поведения — отрицания и протеста против болезни, что должно учитываться при психотерапевтической работе с такими больными.