22.12.2022

Психологические проблемы детей с онкопатологией в период ремиссии

Онкологические заболевания занимают центральное место среди проблем клинической медицины. Результаты лечения детей с онкологическими заболеваниями, так называемый "уровень качества жизни" определяются не только тяжестью основного заболевания, но и психологическим состоянием, возможными психическими нарушениями как у самого больного, так и у членов его семьи.

Заболевшего злокачественной опухолью ребенка и его семью сопровождает множество психологических трудностей, причем не только в периоды диагностики и лечения, но и после его завершения, на этапе выздоровления. Выход в ремиссию является достаточно сложным периодом в жизни ребенка, т.к. он испытывает страдания в связи с теми изменениями, которые привнесла в его жизнь болезнь, и требуется немало времени и усилий, чтобы принять их. Болезнь, включаясь в социальную ситуацию развития, меняет условия протекания многих видов деятельности, что может привести к появлению отдельных психологических последствий, существенно влияющих на протекание естественных кризисов взросления и становление личности даже в отдаленном катамнезе.

Проблема адаптации и реабилитации приобретает особое значение для детей с онкологическими заболеваниями. В этой ситуации возрастные изменения усложнены, частично деформированы и приобретают противоречивый характер. В последние годы значительно улучшилось лечение, а, следовательно, и прогноз у детей с различными онкологическими заболеваниями. Успехи в лечении позволили увеличить продолжительность жизни больных и часто добиться и полного выздоровления. Однако угрожающие жизни заболевания, интенсивное лечение, стрессовая ситуация в которую вовлекается, как больной, так и вся его семья, вызывают множество психологических проблем и порой формируют психические расстройства у этого контингента детей. Совершенно очевидно, что к работе с детьми, страдающими онкологическими заболеваниями, необходимо привлекать не только психологов, но и психиатров (психотерапевтов).

В связи с этим, нами было проведено исследование, целью которого явилось изучение психологических особенностей личностного развития детей с онкопатологией НИИ детской онкологии и гематологии в период ремиссии.

В исследовании приняли участие дети с до 18 лет в количестве 100 человек.

Согласно полученным данным, на фоне высокого процента выживаемости у пациентов можно наблюдать проявления психологической и социальной дезадаптации, связанной с перенесенным заболеванием.

Исследование пациентов проводилось по следующим показателям:

1. Сведения о состоянии здоровья ребенка

2.      Проявление личностных качеств в поведении ребенка

3.      Отношение к себе

4.      Волевые качества личности

5.      Положение ребенка в детском коллективе

6.      Особенности психических процессов и эмоции

7.      Социальная адаптация

В результате исследования по шкале «Состояние здоровья» были получены следующие результаты.

Родители детей в возрасте до 6 лет определяют их как средне- и часто болеющих. Однако у детей старшего возраста показатели по данной шкале значительно выше. При этом у всех групп, исследуемых отмечаются хронические заболевания лор-органов, почек и дыхательной системы.

По шкале «Успеваемость в школе» проблемы в учебе отмечаются более чем у 70% пациентов.

Далее мы выявили «Отношение ребенка к себе» на каждом возрастном этапе. Исследование мы проводили по шкалам: скромность, уверенность в себе и самокритичность.

В результате исследования мы получили следующие результаты:

Дети до 6 лет. Часто не уверенны в себе. Все задания, поручения стараются выполнять без помощи других. Обращается за помощью только в случае действительной необходимости - 22% испытуемых. 34% пациентов постоянно, даже в простых делах, нуждается в одобрении и помощи других. К критическим замечаниям, советам относятся невнимательно, отвергают любую критику. Отказываются признавать свои очевидные промахи, ничего не делают для их исправления – 22%.

Дети 7 – 11 лет. Достаточно уверены в себе. Но часто, при выполнении заданий, поручений просят помощи, поддержки других, даже если сами могут справиться – 53 %. 6% пациентов данного возрастного периода постоянно, даже в простых делах, нуждается в одобрении и помощи других.

Дети 12 - 14 лет. Наиболее высокие результаты получены по шкалам самокритичность и скромность. 45% пациентов хвастается даже незначительными достижениями, преувеличенными достоинствами. 45% детей не прислушиваются к советам, однако, 27 % из них стараются прислушиваться к замечаниям старших.

Дети 15 – 18 лет. Отвергает любую критику. Отказывается признавать свои очевидные промахи, ничего не делает для их исправления – 67%. 56 % подростков не уверенны в себе. Но и к советам взрослых не прислушиваются. Часто усваивают инвалидный статус как метод манипуляций и извлечения выгоды. Демонстрирует конфликтное поведение с близкими людьми. 56% подростков не дали результата по шкале скромность.

Волевые качества личности. По шкале смелость - в большинстве случаев отступает перед силой – 34% пациентов в возрасте до 6 лет. Не в состоянии самостоятельно принять какое-либо ответственное решение – 33%. Плохо владеет своими чувствами, легко впадает в состояние растерянности, подавленности и прочее – 33%.

Дети 7 – 11 лет. 47 % пациентов плохо владеют своими чувствами, легко впадают в состояние растерянности, подавленности. Более 70% пациентов колеблется перед ответственным решением или не решаются принять какое-либо решение самостоятельно. 53% пациентов отступает перед силой.

Дети 12 – 14 лет. Большинство детей с трудом подавляют негативные эмоции – 72%. Всего 18 % детей без колебаний принимают решение. И так же 72% пациентов отступают перед силой.

Дети 15 – 18 лет. 77% подростков, находящихся в ремиссии более 5 - 10 лет не всегда могут заставить себя вступить в борьбу с противником сильнее его самого. Из них 56% и вовсе отступают перед силой. 68% детей нерешительны, и 76% - лишены самообладания.

Положение ребенка в детском коллективе. Дети до 6 лет чаще других возрастных категорий посещают дополнительные учебные заведения. Ребята занимаются рисованием, лепкой, занимаются танцами. Ведут достаточно активный образ жизни. 67% детей пользуются авторитетом в своем детском коллективе.

Дети 7 – 11 лет авторитетом в классе не пользуются 18 % учащихся, и 94% детей не посещают дополнительные образовательные учреждения.

Дети 12 – 14 лет не пользуются авторитетом 9 %. Не являются членами внешкольных объединений 52%.

Дети 15 – 18 лет. Авторитетом в классе не пользуются 12 %, пользуются только у части сверстников – 56%. И лишь 32 % подростков пользуются авторитетом у большинства одноклассников. 52 % всех подростков не посещают никакие внешкольные объединения.

Особенности психических процессов и эмоций. Практически у 100% детей до 6 лет наблюдается повышенная эмоциональная возбудимость. Дети вспыльчивы. Часто сильные эмоциональные вспышки происходят по незначительному поводу. Ребята быстро утомляются. У большинства детей частая смена настроения. 33% детей медленно и с трудом сосредотачивают свое внимание на чем - то, но достаточно быстро понимают материал, особенно, если материал предъявляется в игровой форме.

У детей 7 – 11 лет наблюдается нарушение психических познавательных процессов более чем у 70 %. Родители часто отмечают у детей сложности в запоминании. Для запоминания материала ребенок многократно механически повторяет его, без разбора и осмысления, часто делает смысловые ошибки. Принимает материал, только после дополнительных занятий, крайне медленно решает задачи, при решении задач слепо использует известные «шаблоны».

Дети 12 – 14 лет долго запоминают материал, часто отвлекаются. Но большинство пациентов неплохо улавливают суть объяснений преподавателя, но отличаются медлительным темпом мышления.

Более чем у 50 % детей 15 – 18 лет имеются отклонения в развитии познавательной сферы. Ребята редко проявляют живую эмоциональную реакцию на события, у 12% подростков снижен общий эмоциональный тонус. У 66 % повышенная эмоциональная возбудимость, ребенок склонен к бурным эмоциональным проявлениям.

Особенности социальной адаптации. Успешная адаптация характеризуется высокой степенью удовлетворенности отношениями с окружающими, низким уровнем тревожности, ощущением включенности в деятельность группы или колледжа, самостоятельностью в принятии решений, отстаиванием своего мнения, высокой работоспособностью и успешностью деятельности, личностным ростом. Достаточные коммуникативные навыки, построение отношений с окружающими на основе взаимоуважения, адекватность поведения.

К показателям дезадаптации мы относим эмоциональный дискомфорт, низкую степень удовлетворенности отношениями с окружающими, высокий уровень ситуативной и личностной тревожности, субъективное ощущение одиночества, зависимость, конформность, неумение обеспечить свои основные потребности, низкие работоспособность и успешность деятельности (иногда - вплоть до дезорганизации), отсутствие личностного роста. Недостаточные коммуникативные навыки, малоадаптивное поведение (конфликтность, агрессивность, необоснованные лидерские устремления).

Таким образом, на основании проведенного исследования мы можем выделить типичные трудности детей в период ремиссии.

1. Многочисленные страхи - ухудшения самочувствия, рецидива и смерти, потери контроля над своим телом, бесплодия, одиночества, медицинских процедур …

2. Депрессивные состояния. Проблема отношения к собственной болезни и выздоровлению, а также сложности принятия изменившегося образа «физического Я» ведут к частым депрессиям, особенно у ранее успешных детей (синдром отличницы + скрытое непринятие своего тела).         Реактивная депрессия – проявляется как результат потери важных частей тела или функций, важных для поддержания устойчивого образа Я. Сочетается с чувством вины и стыда. Экзистенциальная – возникает как тяжелое переживание, связанное с потерей смысла бытия.

3. Острый дефицит общения, особенно со здоровыми детьми.   Домашнее обучение в   первые 2 года после лечения ограничивает общение с одноклассниками и сверстниками. Отношение здоровых детей часто предвзято   - из-за ношения маски, поблажки учителей, запрета драться, физических недостатков, непонимания сути болезни, страха заразиться и т. д.

4. Ощущение одиночества и социальной заброшенности. Этому способствует раннее взросление детей, опережающее сверстников. «Скучно с ними. Странны и пусты их интересы. Мне бы их заботы». А для старших детей этот ребенок еще мал. Начинается жизнь «между двух миров». Ребенок замыкается в семье на взрослых. В дальнейшем у него появляются друзья старшего возраста.

5. Проблемы с учебой. Астения, последствия агрессивного лечения снижают возможности учебы. Часто отставание в освоении материала порождает страх неуспешности в школьном коллективе (школьную тревожность), нежелание учиться, симуляцию болезни, что дает еще большее отставание и замыкание в себе, самоизоляцию.

6. Проблемы профориентации у старших школьников. Ограничения по профессиям суживают возможности самореализации. Часто у ребенка существует реальный дефицит знаний, умений и навыков. Успешной учебе в ВУЗах мешают астенические состояния и особенности работы нервной системы.


7. Некоторые проблемы детей являются следствием перенесенного оперативного, химиотерапевтического и лучевого лечения, оказывающего влияние на нервную систему, и в большинстве случаев проходят с течением времени, при прохождении санаторно - курортного лечения и психокоррекционной работы.
 
При реализации проекта в 2022 году используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 05.04.2016 № 68-рп и на основании конкурса, проведенного Общероссийской общественной организацией «ЛИГА ЗДОРОВЬЯ НАЦИИ».